Консультации для родителей

 

«Экспериментируйте с детьми дома»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».


Вот несколько советов для вас по развитию поисково-исследовательской активности детей:


Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

 

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

 

Мыльные пузыри
Цель:

Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги:

У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

 

«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа.У вас получился прекрасный творог.Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

 

«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

 

«Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

 

«Упорная воронка»
Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!
Нам понадобятся:
- 2 воронки
- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру
- пластилин
- кувшин с водой
Подготовка:
1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.
2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.
Начинаем научное волшебство!
1. Объявите зрителям: "У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку".
2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: "Вот так ведет себя большинство воронок".

3. Поставьте на стол бутылку с пластилином.
4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.
Результат:
Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.
Объяснение:
В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.
Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

 

«Сортировка»
Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
Нам понадобятся:
- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) соли
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
- ложка
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
- помощник
Подготовка:
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?
Результат:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение:
Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

 

«Гибкая вода»
В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.
Нам понадобятся:
- водопроводный кран и раковина
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
Подготовка:
Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.
Начинаем научное волшебство!
1. Объявите зрителям: "Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой".
2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.
3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.
4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.
5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить?
Результат:
Струя воды отклонится в сторону шарика.
Объяснение:
Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

 

Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...).
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.
8

 

9 советов от эксперта по подготовке к школе!

С работами талантливого педагога, специалиста по детскому развитию Олеси Жуковой знакома большая аудитория родителей и педагогов.
Она не только автор популярных пособий, но и опытный практик, руководитель Логопедического центра «Логопед-профи». В этой статье Олеся Станиславовна даёт 9 советов по подготовке ребенка к школе. Оказывается, навыки чтения, письма и счета стоят в этом деле далеко не на первом месте.

1. Помните, что подготовка к школе заключается в первую очередь в развитии произвольности – способности управлять своим вниманием.

Научите ребёнка играть по правилам! Самый естественный способ сделать это – игра. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли, роль ученика в том числе. Невозможно переиграть до школы, а вот «недоиграть» вполне. Играя и выполняя интересные задания вместе с ребёнком, легко увидеть пробелы в его знаниях и вовремя их исправить.

2. Научите ребёнка ориентироваться во времени и в пространстве!

Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу повторить на скорую руку с ребёнком дни недели, времена года и день его рождения. Тема ориентации во времени и пространстве намного глубже. Правильно усвоенная, она создаёт координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение математики.

3. Развивайте в ребенке способность действовать по плану.

Будущий первоклассник вполне способен сам заварить себе чай и приготовить несложный сэндвич. Здесь вступают в силу простые алгоритмы — действия по простой инструкции. Когда ребёнок учится держать в голове многоуровневые инструкции, он развивает пошаговое программирование своих действий, а это ключевые компетенции в обучении! Концентрацию и усидчивость, терпение и прилежность помогут развить задания на пересказ и специальные игровые графические упражнения.

4. Научите малыша застёгивать пуговицы и зашнуровывать обувь.

Вспомним мелкую моторику, без неё никуда! Пока ребёнка не слушаются руки, его не слушается речь, и тренировать пальчики лучше до школы.

5. Пусть ребенок задаёт больше вопросов!

Поощряйте в ребенке любознательность, развивайте сферы его интересов. Природное любопытство – незаменимое качество для тех, кому предстоит научиться учиться. Помочь в этом могут походы в музеи, домашние опыты и яркие энциклопедии, соответствующие возрасту ребенка.

6. Договариваться со сверстниками придется самому.

Школа – нечто совершенно новое и непривычное как для домашних, так и для детсадовских детей. Помогите будущему первокласснику создать позитивный образ школы и объясните, что школьная жизнь не ограничивается исключительно уроками.
7. Научите ребенка отстаивать свою точку зрения.

Конечно, быть в коллективе – не значит быть как все. С одной стороны, ребенок приучается действовать в соответствии с общими правилами, а с другой, должен уметь отстаивать свою точку зрения, если это понадобится. Существует немало прекрасных книг о том, как важно идти своим путем и ломать устаревшие стереотипы.

8. Объясните, что важно не бояться совершать ошибки.

Ошибки – неотъемлемая часть любого обучения, опыт, необходимый для построения правильных алгоритмов действий. Не даром говорят, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Очень важно вовремя подарить ребенку это понимание, чтобы не вырастить из него невротика-перфекциониста. В этом могут помочь настольные игры (они тренируют в том числе и умение проигрывать) и, конечно, любимые книжные герои. Вспомните Незнайку – коротышку, который очень любил хвастаться и совсем не любил учиться, но со временем понял, что такая позиция ему только мешает.

9. Помогите поверить в свои силы.

Чтобы реализовать предыдущие восемь пунктов было легко, не забывайте о самом главном! Любите своего ребенка таким, какой он есть, сравнивайте его только с самим собой, интересуйтесь его жизнью, хвалите за успехи. Всё это даст ему прочный фундамент и веру в свои силы, которую он сможет пронести через всю жизнь. Именно несокрушимая вера в себя творит настоящие чудеса!

 

 

Консультация для родителей "Родителям о дорожной безопасности"

Согласно информации Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по итогам 8 месяцев текущего года количество дорожных аварий с участием детей возросло на 0,1% (13030), а число раненых в них детей увеличилось на 1,6% (14293) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем удается сохранить темпы сокращения числа погибших детей (-14,8%, 432).

 

Наиболее остро стоит вопрос о дорожном травматизме с участием детей-пассажиров, количество ДТП с которыми возросло на 1,1% (6007), количество раненых детей увеличилось на 3,4% (7095).

 

Одновременно наблюдается положительная динамика происшествий с участием детей-пешеходов, отмечено снижение трех показателей аварийности - количества ДТП на 2,7% (5174), числа раненых на 1,8% (5265) и числа погибших на 5,3% (124).

 

Десятая часть всех ДТП с пострадавшими детьми происходит с юными водителями велотранспорта. Пик таких ДТП приходится на конец августа и сентябрь с переходом на октябрь (в зависимости от климата и географического расположения региона). Количество ДТП с участием детей-велосипедистов возросло на 2% (1348), число раненых на 1,8% (1324), а число погибших осталось на уровне прошлого года (26).

 

По данным статистики максимальные показатели аварийности с детьми, при одновременном росте количества ДТП с несовершеннолетними практически ежегодно фиксируются в начале нового учебного года.

 

Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность. Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла опасность. Своевременное обучение детей умению ориентироваться в дорожной ситуации воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!

 

Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!

 

Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку:

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ – УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ!

 

Объясните ребенку, что остановить машину сразу – невозможно! Учите предвидеть скрытую опасность!

 

Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения!

 

Важно, чтобы ребенок запомнил, что опасной может быть даже знакомая привычная дорога.

 

Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу, проверьте, правильно ли Ваш ребенок их понимает, умеет использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним движением, через регулируемый и не регулируемый перекрестки.

 

Пройдите вместе с ребенком по привычному маршруту. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите внимание ребенка на все опасности и скрытые «ловушки», которые могут подстерегать его на пути, продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным.

 

Следите за тем, чтобы у ребенка всегда был запас времени, но если ребенок все же куда-то опаздывает, объясните ему, что спешка на дороге не допустима, и лучше опоздать, но остаться живым и здоровым.

 

Если вы едете на автомобиле: обязательно используйте специальное удерживающее устройство и ремни безопасности, пристегивайтесь сами и следите за тем, чтобы были пристегнуты пассажиры автомобиля. Около 30% пострадавших в ДТП детей – пассажиры.

 

Во время каникул неважно, остается ли Ваш ребенок в городе или уедет. Необходимо использовать любую возможность напомнить ему о правилах дорожного движения. Не разрешайте детям играть вблизи проезжей части, для игр существуют закрытые детские площадки, стадионы, спортзалы.

 

Стоящая машина опасна: она может закрывать собой обзор, и мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

 

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

 

От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода. И убедившись в своей безопасности переходить дорогу по пешеходному переходу.

 

Медленно движущаяся машины может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

 

Недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, перед тем как сделать шаг на дорогу, необходимо убедиться, что автомобили стоят или пропускают вас.

 

На улице, где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить улицу.

 

Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, помнить, что автомобили движутся у вас за спиной. Нельзя делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

 

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Перед переходом проезжей части дороги крепко держите ребенка за руку.

 

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки и места выездов из дворов.

Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо выезда из двора или арки впереди взрослого.

Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.

 

ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же! Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.

 

Рекомендации для родителей

 

1. При движении по тротуару:

  • придерживайтесь правой стороны тротуара
  • не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части

2. Готовясь перейти дорогу:

  • остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть
  • привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге
  • подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей
  • учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства
  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

  • сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

5. При переходе проезжей части:

  • переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется
  • не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом
  • не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-мототранспортными средствами
  • не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно
  • не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг
  • объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

  • выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть
  • подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса
  • не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7. При движении автомобиля:

  • приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом
  • не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

 

 

 Воспитание инициативности у детей дошкольного возраста 

«Что такое инициатива?

Это то, что человек делает так,

как надо, хотя его об этом не просят»

Элберт Грин Хаббард.

Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях п. 3, утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Под инициативой детей понимается врожденное качество, так как чтобы они ни делали - это все "первый шаг", всё впервые, дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.

Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.

Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Одним из эффективных средств развития инициативы детей являются игры. Разные виды игр: подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др., способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важным является то что, ребенок сам инициирует игру - со взрослым или другими детьми.

Приведем примеры игр способствующих развитию инициативности у детей дошкольного возраста.

  1. Интеллектуальная игра: «Запоминалка» Автор: Смирнова О.А.

Цель: зрительное развитие.

Ход. Поставьте небольшое количество разных предметов перед малышом, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше.

  1. Подвижная игра: «Передай мяч» Автор: Смирнова О.А.

Цель: снятие излишней двигательной активности.

Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

  1. Коммуникативная игра: «Зеркала» Автор: Смирнова.О.А.

Цель: развитие двигательной активности.

Ход. Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим. Напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участвовать родителям в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе - закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок "лезет помочь". И во-вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся.

Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей?

  • пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование - основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти;
  • хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;
  • "капля камень точит": ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.

Итак, инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также определенной смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

 

Семья и семейные ценности - 5 основных традиций

Настоящая семья делает человека более сплоченным, душевным, устойчивым к различным социальным неурядицам. Чтобы семья была действительно семьей, а не просто сборищем родственников, необходимы семейные традиции. Это очень важно, когда ребенок с самого раннего детства начинает осознавать: это – его дом, его семья, его маленький мир, непохожий на другие. В такую семью уже выросшего сына или дочку тянет как магнитом, и, где бы ни находилось взрослое чадо, - оно непременно возвращается «под крылышко» мамы и папы, в свой дом.

Если задуматься, то в твоей семье наверняка уже имеются какие-то свои семейные ценности и традиции, просто ты, возможно, не обращала на них внимания. Например – вместе со старшей дочкой вы печете новогоднее печенье или пирог, а с младшей пишете письмо Деду Морозу.

Детям обязательно необходимо прививать понятие «семья и семейные ценности». От этого они становятся добрее.

1) В некоторых семьях принято обязательно мастерить зимой новые кормушки и развешивать их на деревьях, а потом каждый день подсыпать туда крошки и зерно. С приходом весны тема расширяется – происходит сколачивание скворечников и гостеприимное укрепление их на окрестных кленах и акациях.

2) Отличная семейная традиция – рисовать самодельные открытки к праздникам, а потом их подписывать и дарить родным и друзьям. Раньше мы мастерили из цветной бумаги елочные игрушки и вырезали снежинки из бумаги, но сегодня, боюсь, это неактуально – при нынешнем-то разнообразии товаров.

3) Очень правильные семейные ценности существовали в семьях наших бабушек и дедушек – вся семья ежедневно собиралась за большим столом на обед или ужин, при этом домочадцы делились своими новостями и впечатлениями, рассказывали, как прошел день, решали вопросы. Сегодня, наверное, сложно найти семью с такой традицией – мы привыкли спешить и перекусываем все больше на ходу, на бегу, когда появляется свободная минутка. Попробуй возродить традицию совместных обедов! Хотя бы по выходным.

4) У моей подруги в семье принято играть в лото. То самое, старое доброе лото, с картами и бочонками из потертого мешочка. Когда она была подростком, ее жутко раздражали папины ежевечерние призывы сыграть в лото. Поступив в институт и уехав в другой город, она стала скучать за этими веселыми семейными вечерами. Пришло понимание: именно эта незамысловатая игра – символ стабильности и нерушимости окружающего мира, символ крепкой связи между ней и ее родными.

5) А чем плох семейный фотоальбом? Да, большинство сегодняшних фотографий хранятся на дисках и в компьютере, но почему бы не распечатывать самые удачные? И вдобавок – снабжать их забавными подписями. Отыщи старые свадебные фотографии своих родителей или дедушки с бабушкой, увеличь и повесь в рамке на стену. Твои дети с интересом будут их рассматривать и выслушивать твои истории – о том, как познакомились эти парень с девушкой, какая была у них свадьба, как потом родилась у них дочка – ты, и так далее, до собственной свадьбы и рождения твоих детей. Целая семейная сказка получится!

Семейные традиции – это именно то, чего так не хватает современным детям, часто не знающим «ни роду, ни племени». Подари им чувство уверенности и любви – придумай традиции! Подними важность семьи и семейных ценностей!

 

Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.

«Дети – зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.

Семья - это мир, где закладываются основы морали, отношение к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности. Для нравственного развития детей важно, чтобы суждение близких им людей подтверждались соответствующими делами.

Мать и отец - главные воспитатели своих детей, которые отвечают за воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании детей старших членов семьи – бабушек и дедушек. Во многих художественных произведениях отражено влияние старших членов семьи на личность ребенка. Например, рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» небольшой по объему, но глубокий по нравственному содержанию. Рекомендую его прочитать взрослым членам семьи.

Достойное поведение родителей в семье служит школьникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.

Осознанное родительство

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

Ещё с детства многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», «От нас ничего не зависит», «Чтобы много зарабатывать нужно много работать», «У меня будет все, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем» и т.д для наших родителей очевидного было ещё больше. Сейчас «очевидности» сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина - «расслабляться» пивом после работы.

Я все это перечисляю не для того, чтобы сказать, как ужасна стала жизнь — для осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых важных сфер жизни — воспитании детей. Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому я могу себе позволить попробовать найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть — не принимать что-то не в веру, а понимать своим разумом, сердцем, анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами. Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не наоборот, как часто, кажется).

На мой взгляд, осознанное родительство включает в себя:

Активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ;

Бережное отношение к семье и своей роли в ней;

Осознанное зачатие и подготовку к нему;

Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка — от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до закаливания, физических игр и частого пребывания на свежем воздухе;

Активное влияние на пространство, в котором живет ребенок — экология, круг общения, информационная среда, наполнение игровой среды и т. д.;

Осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения и т. д.

Общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей друг к другу.

Пожалуй, это основное. Еще важный момент: цель осознанного родительства — не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т. п. В общем, результат осознанного родительства — осознанный ребенок, человек, полноценная и разносторонняя личность. Такой подход к воспитанию сначала кажется «нереальным» - нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых и счастливых детей — важная задача каждого человека.

Кстати, достойных — кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных родителей, семьи.

Чем заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают ребенка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек может жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Детям искренне интересно и приятно дома. Только связь эта не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно приятно дома. Поэтому они возвращаются, но не в роли детей требующих ухода и внимания, а как взрослые личности, готовые оказать уход и внимание родителям.

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Ни для кого не секрет, что система образования в России феминизирована, как педагогическими кадрами (99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины), так и в семье - 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.

Мальчики и девочки того или иного возраста, по мнению ученых различаются:

· в физическом развитии и социальном поведении;

· в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

· в проявлении агрессии.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

· к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

· в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Что нужно знать родителям о девочке.

Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от

поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.

Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

· Я тебя так люблю! Ты у меня просто чудо, подарок судьбы! ·

· Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю!

· Ты украшаешь мою жизнь!

Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.

- Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс.

- Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей.

- Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя, а мальчики технику.

- Девочки ориентированы больше - на отношения между людьми».

Что нужно знать родителям о мальчике.

У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.

«Как вести себя с маленькими упрямцами»

Некоторые дети словно созданы только для того, чтобы изводить родителей своим упрямством. Но всегда ли упрямство — это отрицательная черта? Ведь для ребенка это может быть способом продемонстрировать свое желание думать самостоятельно и отстаивать свои убеждения.

Упрямство начинает перерастать в проблему, если:

· ребенок постоянно спорит с вами или у вас разногласия с ним из-за каждой мелочи;

· ребенок не желает прислушиваться к чужой точке зрения;

· у ребенка проблемы в садике, связанные с его отношениями в группе;

· возникают ситуации, когда упрямство может поставить под угрозу безопасность ребенка (например, он отказывается держать вас за руку при пересечении улицы).2

Как вести себя родителям упрямца?

Конечно, такие дети хотят быть у власти, контролировать, быть лидерами. Но лидер — это вы. Вы — родитель. Не стоит заниматься борьбой за власть. Когда вы пытаетесь показать своему ребенку, что вы сильнее, на самом деле вы только становитесь на его уровень, и это ничему его не учит. Кроме того, что побеждает и прав тот, у кого больше кулак. Вместо того чтобы прибегать к обычной словесной борьбе, неважно — криком или просьбами, мольбой, и тем более — физическому наказанию, начните действовать как хитрый родитель. Это значит — начните взаимодействовать со своим ребенком непрямыми методами.

Иллюзия выбора. Создавайте своему упрямцу иллюзию выбора.

 "Ты можешь не переодеваться на прогулку, но ты должен оставаться здесь в коридоре со своими вещами для улицы".

 "Я не могу заставить тебя заниматься, но ты должен остаться здесь за столом с учебниками".

Ребенку надо давать больше, чем просто прямой приказ, ему надо предоставлять варианты. Такой интеллектуальный способ при взаимодействии с упорным ребенком будет давать ему, например, два варианта, которые ведут к одной цели. Если ребенок упорствует, не желает договариваться, провоцируйте его на разговор и слушайте его. Когда упрямец делится своими переживаниями, он постепенно начинает проявлять свое чувство беспомощности и показывать, что ему на самом деле трудно.

Сохраняйте спокойствие. Ваша обязанность как родителя действовать ответственно, когда ваш ребенок упрямится. Не злитесь и не повышайте голоса. Крики только усугубят подобное поведение вашего ребенка. Выступайте в качестве ролевой модели. Родители должны направлять своих детей, вы не можете ожидать от ребенка хорошего поведения, если сами не делаете то же самое.

Вы как родитель не должны быть не слишком мягким, ни подавляющим. Любая крайность принесет неприятные результаты. Если ребенок встречается с постоянным "нет" даже без предоставления возможности выбирать, у него не будет развиваться способность принимать решения.

Развивающие игры в песочнице

( Советы родителям)

Песочница- это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Песочная игра является самой древней и самой разнообразной. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка.

КАК ИГРАТЬ С ПЕСКОМ? Детям показывают, как можно глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать. Следует учить детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно." "Я чувствую тепло (холод) песка".

ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ

МОКРЫЕ ОТПЕЧАТКИ. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведерке; в обуви разного размера.

ЗАБАВНЫЕ ЛАДОШКИ. Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение.

"ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ". Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать "золото", складывать в сито.

БРОСЬ КАМЕШЕК. В песке сделать ямки, начертить линию, у которой стоят игроки. У каждого ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

ПЕСОЧНАЯ ЧЕРЕПАХА. Сделать из влажного песка большой овальный холм - туловище, маленький холмик наверху - голова, выпуклость по бокам - ноги.

ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ, Для малышей насыпать песок в кучу, сначала маленькую, затем все больше и больше. У кого хватит сил? Кто съел всю кашу?

КАРТИНЫ НА ПЕСКЕ. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ, Задание: насыпать сухой песок в ведерки, баночки, в воронки, в формочки. Вопросы: какой песок? (Сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.) Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик. Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: Какой стал песок? (Потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, ведра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?

УГОЩЕНИЯ. Детям предлагается сделать "кашу", разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно приготовить угощения для членов своей семьи.

САЖАЕМ КЛУМБУ. Несложно с помощью грабелек и лопатки сделать клумбу из веточек и травинок. Научите малыша выкапывать ямку для саженца и поливать растения.

ДЕЛАЕМ ЗООПАРК. Для этого занятия понадобятся формочки с рельефами животных.

ВСЕ ЛОМАЕМ. Если малыш хочет, пусть развалит все свои сооружения. Ведь он изрядно потрудился и под конец ему тоже нужно расслабиться. К тому же в общественной песочнице, ребенку может быть обидно, если его труды разрушит другой ребенок. А так сделаем это частью игры.

В конце хочется отметить несколько правил поведения в песочнице. Играя здесь, малыш получает первый опыт общения со своими сверстниками. В песочницу лучше брать побольше игрушек, чтобы ваш ребенок привыкал делиться с другими детьми, учился просить разрешения и благодарить, если хочет поиграть чужой игрушкой. Малыша нужно подготовить к тому, что кто-то может взять его песочный инвентарь, разрушить старательно сделанную фигурку, некоторые дети могут начать бросаться песком. Все эти нюансы непременно нужно учитывать и научить ребенка вести себя правильно.

 

 

25 рецептов запоминающегося лета с детьми

1. На любой даче или в деревне можно устроить настоящие джунгли. На ветки яблонь, слив и вишен можно посадить мягкие игрушки тигров, пантер, обезьян, а в кустах смородины могут пастись зебры и жирафы. Можно развесить самодельные лианы, серпантин или просто полоски лёгкой полупрозрачной зелёной ткани. Можно превратиться в какого-нибудь зверя или же стать храбрым исследователем.

2. Можно просто воткнуть палочку и отмечать, как движется тень, а можно сделать и по всем правилам - тогда угол наклона стержня к горизонту должен быть равен географической широте местности.

3. Играем в юного натуралиста: сделайте контейнер, куда надо собрать изображённые на картинках предметы (листики, камушки, ракушки). А можно и распечатать на бумаге специальные наборы картинок и ставить галочки, когда отыскивается нужный след, листик или насекомое. Тогда ещё хорошо бы укомплектовать юного натуралиста лупой.

4. Попросите детей нарисовать разноцветный букет, но без помощи красок и кисточек, а с помощью молотка! Они очень удивятся. Для этого нужно на акварельную бумагу положить какой-нибудь цветок или листик, накрыть его бумажным полотенцем и сильно постучать по всей поверхности. Во многих растениях достаточно их собственной краски, чтобы получились яркие отпечатки!

5. Музыкальная стена со всякими гремелками и шумелками. В ход пойдут старые крышки, кастрюли, жестяные банки, ложки и любые предметы, с помощью которых можно издавать звуки. При помощи всевозможных ёмкостей и шлангов сооружается стена, по которой можно будет пустить воду, чтобы она проходила через все препятствия.

6. Многие, наверное, уже подзабыли, как в детстве пекли пироги из земли и делали салаты из листьев и цветов. Сделайте в деревне/на даче для своих детей во дворе небольшую кухню, и они сами придумают чем угостить вас на обед)

7. Твистер на траве. Краской из баллончика закрашиваются круги по трафарету.

8. Из разноцветных воздушных шариков можно сделать мячи, набитые чечевицей, фасолью или горохом. Их кидают в специально сделанные "мишени", например, в поддоны для цветов. Чем дальше и меньше цель, тем больше очков за попадание.

9. Игра в петанк! Цель игры - метнуть свой шар как можно ближе к маленькому деревянному шарику "кошонету". Всё довольно просто, но от этого не менее увлекательно и азартно. Дети в восторге, потому что их результаты порой превосходят результаты взрослых. 10. Сделать дорожку-лабиринт из подручных средств.

11. Водяные бомбочки. Можно просто покидаться или же сыграть в игру, где играющие постепенно отходят друг от друга, и выигрывает та команда или игрок, кто смог поймать бомбочку с самого дальнего расстояния.

12. Пенная вечеринка. Можно взять детскую пену без слёз или крем для бритья. 13. Не забывайте про мыльные пузыри! Но предложите их делать при помощи различной кухонной утвари - воронок, ситечек, мухобоек. А сам раствор можно сделать так: На 100 гр. средства для мытья посуды взять 300 мл, кипячёной воды и 50 мл, глицерина (продаётся в аптеке). Всё хорошенько размешать и раствор готов. А чтобы получилось много маленьких мыльных пузыриков, надо их выдувать из нескольких соломинок. А ещё пузырями можно рисовать! Просто надо добавить в любой мыльно-пенящийся раствор краску или пищевой краситель, набулькать побольше пены и сверху прислонить к ней бумагу. Из такой бумаги можно сделать открытки, конверты, а если рисовать только голубым цветом и потом пририсовать рыбок, то получится океан.

14. Обязательно сделать палатку или шатёр из подручных средств.

15. Из любого подручного и подножного материала можно сделать сказочные домики, например, для фей.

16. На листке бумаги нарисовать схематичные фигурки, а потом приклеить к ним различные лепестки и листики. Можно не только фей делать, но и домики, животных и всё, на что хватит фантазии. Вы помните, как в детстве мы наклеивали лепестки цветов себе на ногти? Из колокольчика можно сделать потрясающие накладные ресницы! Их надо послюнить и приклеить на веко.

17. И, конечно же, гербарий! Покажите ребёнку, как разнообразен растительный мир. Можно выбрать кусочек сада и посмотреть сколько разных растений есть на таком небольшом пространстве.

18. Кстати, высушить цветы и листочки можно не только под стопкой тяжёлых книг, но и просто положив их между картонок и затянув резинками. А из уже высохших цветов можно сделать картины, закладки, открытки, надписи и даже задекорировать какие-нибудь предметы в технике декупаж.

19. Можно попробовать сделать самодельную бумагу. Это совсем не сложно и очень увлекательно.

20. Попускать воздушных змеев.

21. На пляже можно выкладывать всевозможные фигурки и мозаики из камушков, раскрашивать камни.

22. Приготовление домашних заготовок и варенья! Сами баночки можно очень красиво оформить и потом зимой кому-нибудь подарить.

23. Устроить выставку! Рисунков, поделок, фигурок из пластилина - чего угодно)

24. Попробуйте отыскать в окружающих предметах буквы или цифры! Детям постарше это обязательно понравится, особенно, если вы им дадите сфотографировать всё самим)

25. Вести летний дневник. Если ваш ребёнок уже умеет писать, то предложите ему сделать летний дневник, который можно дополнить разными травинками, рисунками или фотографиями. А можно и вместе такой дневник вести.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

"Детский сад №1 г.п. Советский"

+7 (81378) 74-074

Ленинградская область 

Выборгский район

г. п. Советский

ул. Комсомольская д.15


© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
8 (81378) 74-074;  73-219
г. п. Советский ул. Комсомольская д. 15

Новости

Наши достижения