Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка

Как вы думаете, что для ребенка мир? В первую очередь — это его родной дом, семья. Что такое семья?..

Семья — это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья — это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Семья — это целостность. Изменение в поведении одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Например, непослушание ребенка влияет на другие семейные проблемы. Поэтому семья обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.И самые важные члены семьи-это отец и мать ребёнка, детей.

Семь Я- это мама и папа,братья и сестры, это бабушки и дедушки, дяди и тёти, двюродные братья и сёстры и т.д.А бывает только мама с папой, или один из родителей, но это тоже семья.

Я и моя родословная”

“Я и мое имя”

“Я и мой оберег”

“Я и семейные заботы”

“Я и мое здоровье”

“Я и мое увлечение”

“Я и семейные традиции”

 

Мнение одной из девочек:

o “Я считаю, что семья должна быть у всех. Семья – это что-то родное, теплое, душевное. Настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, чтобы все в ней друг друга уважали, понимали, ценили, дорожили, заботились, любили. А еще в семье не должно быть вредных привычек. И самое главное, чтобы семья была полноценной: мама, папа, дети. Задача детей уважать своих родителей, помогать им, слушаться их и любить. А задача родителей вырастить крепкого и здорового ребенка помочь ему получить хорошее образование и наставить на путь истинный. Когда я вырасту, и у меня будет семья – хочу, чтобы она была такой, как я мечтаю”.

Давайте теперь поговорим о сфере бытовых забот и хлопот, которые ложатся на семью. Многие из вас смутно представляют, что жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций:

Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека", – сказал В.Г.Белинский.

Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т.д.

Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству.

Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.

Сексуально-эротическая (репродуктивная) функция реализуется в удовлетворении интимных потребностей. Благодаря этой функции семьи обеспечивается биологическое воспроизводство общества – рождение человека.

Стили семейного воспитания

Стиль семейного воспитания — это отношение родителей к ребенку, характер контроля, формы поощрения и наказания. Существуют следующие стили воспитания:

+

демократический — родители, воспитывая ребенка, применяют минимум наказаний, способны идти на разумные уступки, уважают ребенка как личность; Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

авторитарный — родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения, подавляют его волю, диктуют, как ему надо вести себя, не считаясь с его интересами и желаниями; Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что из-за вашего постоянного контроля ребенку порой неуютно.

либеральный, или попустительский — если родители используют этот стиль воспитания, ребенок испытывает дефицит внимания к себе, отсутствует контроль, который приводит к его противоречивым поступкам.Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

 

Отец- мать- первые воспитатели детей.

 

Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.

Жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.

Мало кто говорит детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.

Высказываемые моральные нормы и принципы всегда звучат красиво и возвышенно.

Возможно отсюда удивление, разочарование и раздражение: «Почему мой ребенок зол, непорядочен, почему не поступает, как учили?». Следовало бы в таком случае задать еще один вопрос: «Что это значит – мы учили?». Как правило, ответ таков: «Ну, ведь мы ему сколько раз об этом говорили».

Слова и поступки бывает, не совпадают. Почти каждый из нас лучше в своих словах, чем в действиях. Не всегда удается соответствовать тому, что мы провозглашаем. Однако, если слова и действия – это противоположное, он (ребенок) не только заметит это противоречие, но и не простит его.

Достаточно присмотреться внимательней к играм детей, и легко можно понять, какая семья у ребенка. Главным психологическим содержанием еще дошкольного возраста становится запечатление сценариев жизненных отношений в процессе ролевых игр. Запечатлев ранее принятые в семье нормы общения с окружающими, ребенок через игру начинает активно постигать смысл жизни. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем схватывают самую суть – проявляемые отношения к окружающим людям, предметам, процессам. Смыслы, запечатленные ими в этом возрасте, становятся во многом определяющими их ценностные ориентиры, мысли, действия и поступки в дальнейшей жизни. Девочки в играх часто изображают мам раздражительными, шумными, крикливыми. Причины этого, по-видимому, в чрезмерной загруженности мам домашними делами и безынициативности пап.

Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека.

Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.

Почему есть семьи, в которых все хорошо? От чего это зависит? По наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия, уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны, обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к суверенности личности каждого члена семьи.

В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи, начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый член семьи заслуживает уважения, и у каждого есть свои неповторимые особенности. В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина–матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность–быть отцом, опорой в семье.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день–на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

 

Причины, почему отец не занимается воспитанием ребенка

Психологи называют несколько основных причин, почему отец не участвует в воспитании ребенка, правда, в каждой семье может быть своя ситуация, непохожая ни на одну другую. Специалисты называют такие факторы, которые являются преградой для папы в процессе воспитания малыша:

1. Отец много работает. Мужчины, которые много работают, стараясь обеспечить своим родным комфортную жизнь, физически не могут заниматься воспитанием и уходом за крохой. В таком случае не стоит обижаться и упрекать любимого, ведь он старается только для вас.

2. Воспитание вашего мужа проходило без отца. Если муж вырос в неполной семье или в такой, где на мужчину не возлагалась ответственность за воспитание детей, он будет вести себя соответствующим образом. Это не значит, что папа вашего чада не хочет принимать участия в его воспитании, просто ему была предоставлена такая модель семейных отношений, поэтому он иначе не может. При большом вашем желании, настойчивости и терпении, вы сможете научить любимого супруга больше времени проводить в семье.

3. Отец уверен, что он и так достаточно делает для семьи. Это еще одна возможная причина, по которой отец не занимается воспитанием ребенка. Некоторые мужчины еще до появления в семье детей уверенны, что уходом за ними и их воспитанием должна заниматься мать, ведь он и так многое делает, например, зарабатывает деньги. Таким образом, мужчина сам снимает с себя ответственность за воспитание детей.

4. Папе не дают воспитывать ребенка. Часто так бывает, что в семье, где живут несколько поколений, то есть кроме мамы и папы еще проживают бабушка и дедушка, отцу могут не давать воспитывать собственного сына или дочку. Любые замечания в адрес отца могут вызвать у него желание совсем отстраниться от обязанностей, связанных с детьми.

5. Мужчина ждет, пока его сын или дочка подрастет. Заниматься с маленькими детками, которые еще не умеют ни ходить, ни говорить, многим мужчинам совсем неинтересно. Большинство пап начинают проявлять интерес к своим чадам не раньше чем через год с момента появления крохи на свет.

Как вовлечь отца в воспитание ребенка?

Чтобы молодая мама не огорчалась и не переживала из-за того, что ребенок не нужен отцу, поскольку папа мало уделяет малышу внимания, вовлекать мужа в воспитание крохи нужно еще в период беременности. Ожидая появления малыша на свет, большинство родителей заранее благоустраивают его комнату и покупают детские вещи, делать это нужно вместе с будущим папой.

Вернувшись из роддома, маме категорически запрещается все обязанности по уходу за младенцем брать полностью на себя, даже если муж много работает. Предложите любимому супругу вместе искупать кроху или покормить его из бутылочки. Такие действия вызовут у мужчины ответственность за комфорт и безопасность собственного ребенка, и в будущем маме уже не нужно будет говорить, что нужно сделать для воспитания сына или дочки.

Никогда не требуйте от мужа участия в воспитании сына или дочери приказным тоном, такая позиция жены только оттолкнет мужчину. Важно постараться найти подход к отцу своих детей, заинтересовать его и побудить к общению и заботе о малыше.

Дайте возможность своему супругу решать важные моменты в жизни сына или дочери, пусть он выбирает ему не только одежду, но и детский сад, и школу. Чем больше папа будет вкладывать в своего ребенка любви, времени и заботы, тем дороже для него он станет.

Чтобы вовлечь отца в воспитание ребенка, постарайтесь чаще хвалить мужа, похвала всегда побуждает к новым свершениям. Говорите о том, как много он делает для ребенка и как малышу приятно проводить с ним время. На самом деле заинтересовать мужчину и вызвать желание заниматься воспитанием детей не так сложно, главное, проявлять женскую мудрость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ваше собственное поведение – решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

 

Мы стараемся защищать наших детей от всего мира: от детей, обижающих на площадке, беспокоимся о том как с ними обращаются в детском саду и в школе, даже пожалуйся они на то как их начальник на работе обижает и мы готовы разобраться с начальником, но от себя мы иногда забываем их защищать, обижаем, не слышим, не уделяем им времени. Вспомните про свои обиды на родителей? Про свои отношения в семье, отношения родителей к вам,..

ОБИДЫ

Взрослые мамы и папы – бывшие дети. Многие из нас переполнены детскими обидами на своих родителей: почему они так часто оскорбляли меня и до сих пор ни разу не попросили прощения? Почему не помогли в осознании привлекательности? Почему у меня не было питомца? Почему заставляли есть отвратительное? Почему не помогли развить склонности и способности? Почему заставили пойти в этот институт? Почему запрещали вид спорта, который нравился? Почему насмехались, обесценивали достижения? Почему вечно провоцировали чувство вины? Почти у всех есть свой длинный список. И эти обиды продолжают травмировать, даже несмотря на то, что само обидное событие осталось в далеком прошлом. Но памятуя о них, мы стараемся следовать детскому обещанию самим себе «никогда не быть такими». Иногда получается, иногда повторяем негативные сценарии поведения наших родителей. В таких случаях важнее всего не поступки как таковые, а стоящее за ними отношение. Вспомним школьных учителей: почти каждый мог поставить низкую отметку, сделать замечание, повысить голос, но один из них оставался самым любимым и авторитетным, второй – самым ужасным, а третий – никаким.

Готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Но главное правило при воспитание ребенка- это последовательность в разностороннем развитии Личности ребенка , демократичность в отношениях с ним и безусловная любовь к ребенку. « Я существую- меня видят и слышат, и принимают»

 

Педиатр ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ:

 

· Счастливый ребенок — это ребенок, у которого есть и мама, и папа, находящие время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

· Ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых.

«Главное благополучие семьи — состояние здоровья мамы. Папа должен коршуном отбить всех, и дать маме поесть, поспать, погулять».

«Счастливый ребенок — это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке.»

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ?

 

Часть 1 . Разбрасывает игрушки

 

Перечислим для начала, чего делать точно нельзя: кричать, наказывать и запугивать страшными последствиями. Что же до объяснений, попробовать стоит, но эффект от таких бесед будет нестойким. Как отучить ребенка от вредных привычек и не обидеть его? Только заинтересовав ребёнка. Чем? Конечно, игрой! Ведь игра- это ведущая деятельность дошкольника.

«Игра№1»

«Кто больше соберет игрушек в ящик?», или «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка?», «Как наполнить коробку кубиками?».

 

Игра на перегонки. Но одно условие, давайте ребёнку выиграть. Обязательно придумайте вознаграждение победителю: серия любимого мультфильма, чтение интересной книги, лакомство, ванна с пеной и игрушками, или что-то другое, что любит ваш ребёнок.

«ИГРА №2»

«Собственный пример»:

«Папа чинил кран в ванной и убрал все инструменты», «Семья ужинала вместе и вместе все убрали со стола посуду», «Братик учил уроки и убрал все на свои места»... Примеров из жизни множество, возможно, они вам помогут, ведь дети так хотят подражать взрослым и быть самостоятельными. Ребенку нужно время от времени, под настроение объяснять и показывать, как важно быть аккуратным и убирать свои вещи на место. Ведь разбросанная по всему дому еда, посуда, одежда, инструменты и игрушки превратят жилище в некрасивый и неуютный дом, где никто не захочет жить.

«ИГРА №3»

«Чтение художественной литературы»

Можете прочесть сказки Корнея Чуковского «Федорино Горе» или «Мойдодыр».

«ИГРА №4»

Выберите в детском магазине вместе с ребёнком красивый мешок для игрушек или ящик, такой чтобы нравился ребенку и ему хотелось его наполнять. Также вместе продумайте место, в котором будут стоять эти игрушки. Возможность самостоятельно выбирать может пробудить в ребенке желание действовать по правилам взрослых.

«ИГРА №5»

 

«Пропажа»

 

Если ребенок напрочь отказывается убирать самостоятельно разбросанные игрушки и продолжает ставить вам условия, есть один очень Чудодейственный способ: «Игрушки обиделись и ушли к другому ребёнку». Что это означает: Ребенок отказался собрать после себя разбросанные игрушки, мама все оставляет на своих местах, кладет ребёнка спать, а потом начинается ВОЛШЕБСТВО. Быстренько собираем игрушки и хорошенько их прячем, так что бы ребенок их не нашел. Ваш ребёнок просыпается , а вокруг пусто…Через некоторое время начинает искать свои любимые игрушки. На вопрос: «Где они?» - вы спокойно отвечаете, что обиделись, наверное, и ушли к другому ребёнку. - Ребёнок начинает искать, плакать, нервничать и т. д. Здесь важно выдержать момент. Ребенок должен осознать свою ошибку и то, в чем именно он был неправ, почему игрушки убежали и захотеть все исправить. - НЕЛЬЗЯ отдавать ребёнку игрушки сразу при первых слезах. Обговорите с ним ещё раз, что случилось вчера и почему утром игрушек не стало. Разъясните, что так поступать нельзя. Пусть он час, другой побудет без любимых игрушек. Поймёт как ему скучно без них.

- После этого, как-то отвлеките ребёнка и верните игрушки на место. Детскому счастью не будет придела и далее малыш будет гораздо более бережно относиться к своим игрушкам. - Вероятно, что через некоторое время ребенок может забыть о том, как от него сбежали игрушки - это сигнал к тому, что урок стоит повторить еще раз.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

1. Классификация гендерных типов

 

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятиегендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами(девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:

- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).

- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).

- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Выделяют 3 гендерных типа:

Классификация гендерных типов.

Гендерный тип Характеристики мужчин Характеристики женщин

маскулинность Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность Ценят человеческие отношения, чувствительны Нежные, заботливые, верные

андрогинность Сочетают чувствительность и продуктивность Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с коммуникацией,восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к поддерживанию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;

Андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

2. Актуальность гендерного воспитания.

Актуальность и важность основ гендерных знаний в системе образования выражается в следующих документах:

Указания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ от 22 января 2003 года.

Приказ Министерства образования от 17 октября 2003 «Об освещениигендерныхвопросов в системе образования».

Приказ предусматривает введение в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей специальных курсов по изучению основ гендерных знаний, гендерной политики, методовгендерного подхода в управлении образовательными процессами.

План мероприятий по реализации гендерной политики в сфере образования был предложен в Распоряжении Министерства образования РФ от 22.04.03 «О разработке мероприятий по реализации тендерной политики в системе образования на 2003 год» (Приложение 1 - 3).

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:

- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;

- притупление чувства гендерной принадлежности;

- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;

- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, чтогендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующимиособенностями:

3. Психологические особенности развития мальчиков и девочек в различных видах деятельности

Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенноговозраста.

Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.

Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше. Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Образовательный процесс.

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительномвосприятии.

Изобразительная деятельность

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.

Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии сгендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.

Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники, девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс, мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.

Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.

Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.

Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.

Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:

- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)

- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)

- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)

- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)

- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)

- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)

- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)

- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)

- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Гендерное воспитание ребенка в семье

Почему среди мальчишек так много «трудных»? Почему с девочками обычно проще и удобнее? Эти вопросы затрагивают каждых родителей в наше тяжелое время. Как быть в таких случаях?

Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя. При обучении и воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.

Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.

Какие ошибки воспитания допускают родители в таких случаях.

Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша. Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем. Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться сребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.

Рекомендации для родителей.

Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

• Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

• Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.

• Используйте различные головоломки для девочек.

• Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

• Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

• Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ



Шепот


Крик – проявление собственной слабости. Но дети, особенно маленькие, реагируют на интонацию больше, чем на содержание речи. Как же достучаться до детей без повышенных тонов? Проверено: единственное лекарство, которое действует эффективнее, чем крик(пусть он даже из самых лучших побуждений), – это когда вы наклоняетесь к уху вашего ребёнка, установив перед этим зрительный контакт, и начинаете говорить – очень тихо. Это требует от родителей высокого самообладания, но зато это даёт поразительные результаты.

Может быть

Потому что сказать традиционное «нет» – как будто снять ребёнка с предохранителя. Запрет «в лоб» может спровоцировать истерику, особенно, если ребенок, который слышит «нет», голоден или просто устал. В качестве альтернативы предлагаем «может быть» – по крайней мере, это честно. Это лучше , чем подливать масло в огонь с помощью бесконечных «НЕТов». Если дети спрашивают: «А мы пойдем сейчас на улицу?», спокойно сообщите: «Может быть». И добавьте: «Если уберете все игрушки на полки и быстро оденетесь». Это помогает мотивировать ребят вести себя соответствующим образом. И дальше все просто: убрали игрушки, оделись – пошли на улицу, не убрали – не пошли. Важно, чтобы взрослые сами выполняли собственные обещания. Слова «Посмотрим» и «чуть попозже» действуют так же эффективно.

Прости
 

Взрослые тоже ошибаются. Что поделать? Мы не боги. Мы готовы принести свои извинения родственникам, друзьям, коллегам по работе. И наши дети нуждаются в вежливости не меньше взрослых. Это моделирует уважительное отношение к окружающим. Детям очень нужно видеть именно такое общение – хороший образец задает формат поведения в будущем, а еще помогает понять, что никто в этом мире не идеален.

Стоп

Сигнал, останавливающий ребенка, прерывающий его действия, которые мы хотим прекратить, и подсказывающий, что делать вместо этого. Если дети носятся по квартире, бесполезно читать нотации, достаточно произнести «Стоп!» и дать инструмент: «Сядьте за столом и сложите пазл/постройте замок». Условьтесь с малышом заранее, что «Стоп, игра!» действует на всех без исключения при любых обстоятельствах: все действия прекращаются (если игра не по правилам, становится опасной, неприятной, слишком шумной…).Главное – не злоупотреблять этим сильным инструментом, иначе он перестанет быть эффективным.
 

Глазки


Мы все слушаем более внимательно, глядя в глаза собеседнику. Когда хотите быть уверенными в том, что ребята действительно слушают и слышат, спрашиваем: «Где глазки?» Подсказка: произносить это нужно совершенно спокойно, лучше ласково, с улыбкой или нейтрально, иначе дети просто не захотят на вас смотреть. Кому же захочется встретиться взглядом со злым и кричащим человеком? А как только детские глаза прикованы к вам, вы владеете детским вниманием.

Учимся
 

Если ребенок совершает ошибку, на помощь приходит фраза «Это нормально, ничего страшного – мы все учимся!»

Ты можешь!
 

Напоминайте об этом ребенку, когда он сомневается в своих силах. Неудача – это только сигнал о том, что малыш добьется желаемого результата, если приложит чуть больше усилий, потренируется. Скажите детям, что вы знаете, что они могут. И обязательно откройте секрет: многое из того, что вы сейчас сами делаете с легкостью, когда-то потребовало от вас столько стараний.

Будьте!
 

Когда дети задают вопросы, подарите им свои глаза и внимание. Когда малыши о чем-то рассказывают, слушайте. Будьте со своим ребенком. Это так много значит для маленького человека. Если по дороге домой из детского сада ребёнок, задавая уже сто первый вопрос, понимает, что мы отвечаем машинально «да-нет» (силы после рабочего дня на исходе), а разговор все-таки хочется поддержать, то в итоге можно услышать настойчивое: «Ну, мама, говори! Ты не говоришь!» Дети сразу чувствуют, насколько мы погружены в разговор.

Всегда!
 

Не удивительно, что там, где дети, всегда шумно и неспокойно! Случаются истерики, убираются подальше сладости, отменяются развлечения. Но некоторые вещи остаются неприкосновенными. И наша любовь к детям – в их числе. Очень важно сказать им об этом. Особенно в те дни, когда-то что-то пошло не так, чувства измотаны, а силы на исходе. Это часть вечернего ритуала перед сном. Обнимайте детей и говорите им: «Мама тебя очень любит и всегда будет любить, что бы ни произошло». Детям очень важно знать и слышать, что наша любовь к ним безоговорочна и безусловна. Постоянна. Нестираема. Всегда!
 

Смейтесь.
 

Многие вещи, которые нас как родителей раздражают, скорее всего, не были бы такими, если бы мы просто могли посмеяться над ними. Хороший хохот – замечательная кнопка сброса, если хотите, выключатель.

 

Родителям будущих первоклассников на заметку!

Памятка «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город(посёлок) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних и диких животных и их детенышей.

9. Транспорт наземный, водный, воздушный.

10.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

11. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

12. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

13.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.)

14.Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

15.Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.

17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуры предмет).

18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 19. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

20.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).

21.Уметь устанавливать социальные контакты, иметь адекватную самооценку,контролировать свои эмоции, подчинять личные интересы общественным.

 

 

 

 

Качества, необходимые будущему первокласснику: -

 

Дисциплинированность – охотное и своевременное выполнение требований взрослых, поручений и обязанностей, умение согласовывать свои интересы и желания с интересами окружающих.

Организованность – умение следовать поставленной цели, поддерживать порядок на своем рабочем месте, рационально использовать время. - Ответственность – понимание значимости и необходимости выполнения деятельности, имеющей значение не только для него, но и для других, готовность держать ответ за порученное дело.

Настойчивость – умение мобилизовать усилия в работе, довести дело до конца.

Самостоятельность – умение найти себе дело создать условия для игр, занятий, выполнять работу без посторонней помощи.

Аккуратность, опрятность – умение следить за своим внешним видом и содержать в порядке свои вещи.

 

Как укрепить здоровье первоклассника дома:

 

-выберите и соблюдайте режим дня;

-обеспечьте ребенку рациональное питание;

-обеспечьте полноценный сон (первокласснику необходим 2-3-часовой дневной и 9-10-часовой ночной сон);

- больше гуляйте, ребенку необходимо достаточное пребывание на воздухе (ежедневная 3-4- часовая прогулка);

- создайте благоприятную психологическую атмосферу дома и в школе;

-соблюдайте профилактические санитарно-гигиенические процедуры в течение дня;

-проводите с ребенком занятия физической культурой и спортом

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

"Детский сад №1 г.п. Советский"

+7 (81378) 74-074

Ленинградская область 

Выборгский район

г. п. Советский

ул. Комсомольская д.15


© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
8 (81378) 74-074;  73-219
г. п. Советский ул. Комсомольская д. 15

Новости

 

 Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе.

 

Анкета "Оценка качества образования Выборгского района Ленинградской области":